Искусство звучащего слова

Читают ли наши дети? Знают и любят ли они классическую литературу? К сожалению, на этот вопрос всё чаще приходится отвечать отрицательно. Интернет и компьютерные игры – вот что занимает практически всё свободное время современных подростков. Чтобы остановить эту негативную тенденцию, необходимо помочь ребятам открыть увлекательный мир художественного чтения.

Это уникальное по своим масштабам мероприятие, популяризирующее чтение. В рамках конкурса учащиеся 10-15 лет декламируют отрывки из любимых прозаических произведений.

Решить такую задачу в масштабах огромной страны призван Международный конкурс юных чтецов. В очередной раз по всей стране стартовал национальный конкурс юных чтецов «Живая классика».

В названии конкурса два ключевых слова «классика» и «живая», вспомним их значения.

Понятие «классика» мы употребляем в значении лучшего, совершенного, образцового, первого в своём роде. Так, классиками мы, например, называем всех выдающихся мастеров литературы и искусства, творчество которых имеет непреходящую ценность не только для национальной, но и мировой культуры. Это У. Шекспир, Рафаэль, И. В. Гёте, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский …..

Понятие «живой(ая)» — не засохший, не увядший, обладающий жизнью; одушевленный, реально, подлинно существующий, обладающий всеми признаками жизни, производящий впечатление существующего в действительной жизни.

28 февраля в Шаховской основной школе прошел школьный этап международного конкурса «Живая классика».  В ходе конкурсного состязания ребята декламировали отрывки из  прозаических произведений. В программу конкурса вошли  произведения Константина Паустовского, Ольги Алеевой, Валентина Постникова, Ирины Пивоваровой, Елены Келлер, Луиса Ривера,  Степана Писахова,  Даниила Гранина, Ильи Эренбурга, Пауло Коэльо.

Дети подготовились к конкурсу основательно. Примечательно, что помимо выразительного художественного слова, что несомненно, являлось главным критерием конкурса, наши ученики оказались очень артистичными, использовали возможности жестов, мимики, ролевое чтение, то есть пытались более глубоко прочувствовать художественный текст, стать немного актёрами, а потом, я думаю, никто не хотел быть хуже другого, момент соревнования для конкурса был очень важен.

Молодцы, ребята!  Читать наизусть литературное произведение очень и очень сложно, да еще в присутствии ребят из других классов, которые тоже хотят победить, да еще жюри такое строгое: замечает малейшую шероховатость…

Члены жюри единодушно посетовали на то, что поставленная перед ними задача – определить тройку лучших – оказалась необыкновенно сложной, ввиду высокого уровня  всех выступлений.

Конкурс принёс нам массу удовольствий, позитивных, радостных эмоций, ведь задачей конкурса было помочь детям поделиться друг с другом радостью открытия литературного сюжета, помочь найти в писателе интересного собеседника и советчика.

«Присутствовать на таком конкурсе – праздник! Поверьте, дети открываются совсем с другой стороны. Сегодня они все победители! Праздник книги удался», — сказала Надежда Николаевна Горбунова, директор школы.

И вот настал самый долгожданный момент. Жюри огласило победителей:

Первое место было присуждено ученице 6 класса Алине Бритшевой. Она прочитала юмористический рассказ Степана Григорьевича  Писахова «Подруженьки».

Второе место – Алиса Пичугина, учащаяся 8 класса. В ее исполнении прозвучал отрывок из произведения Даниила Гранина  «900 блокадных дней».

Третье место заняла Мария Дробатухина, учащаяся 7 класса. Она прочитала отрывок из романа Елены Келлер «История моей жизни»

Эти учащиеся будут представлять нашу школу на районном уровне, а значит, еще рано ставить точку. Работа только начинается. Но трудностей мы не боимся! Пожелаем им успехов!

Жюри не могло оставить без внимания ребят, которые действительно подарили в этот день праздник, праздник душевного тепла и красивого слова. Грамотами были отмечены все конкурсанты: Алина Трошина (К. Паустовский «Снег»), Данил Сугробов       (И. Эренбург «Джо»), Алиса Пичугина (Д. Гранин «900 блокадных дней»), Евгений Сугробов    (О. Алеева «Волга»), Ксения Лузина (притча о Дружбе), Анастасия Блохина (Ирина Пивоварова «Весенний дождь»), Анатолий Щеглов (Валентин Постников «Жених из 3Б»), Данил Глухаркин (Монолог ребенка), Алина Бритшева (С. Писахов «Подруженьки»), Мария Дробатухина  (Е.Келлер «История моей жизни»), Полина Жаринова (Луис Ривера «Слезы звезд»), Алексей Горбунов (Пауло Коэльо «Монолог о счастье»).

Будут ли ребята после конкурса читать больше? Трудно сказать. Но то, что большинство из них пожелали участвовать ещё в конкурсах, спрашивали о том, какие ещё будут встречи, Видно было, что объединяет их интерес, любовь к книге и вечно живой классике. Это даёт надежду, что наша страна поправиться и книга будет одной из основных ценностей в стране, школе, семье.

Уважаемые родители! Сегодня, когда на первое место у детей выходит компьютер, книга перестала привлекать их внимание. Что же делать, чтобы возродить любовь к чтению.

Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно мы, родители, читаем своим детям его первые книги, оказываем влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

 Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте!

Глагол читать так же, как глаголы любить и мечтать, не может быть употреблен в повелительном наклонении. Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями.

Если вы хотите, чтоб ваш ребенок читал, надо, чтобы вы тоже любили книгу. Получайте удовольствие от чтения.

 Наталья Ноздрина,

 учитель русского языка и литературы.