Об изменениях в целевом обучении.

Изменения в целевом обучении регламентированы Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2019 года №302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013года №1076» Данные нормативные акты направлены на совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и несут следующие поправки, в частности:
-понятие «целевой прием» заменено понятием «целевое обучение» и определено как особенность приема на обучение по образовательным программам высшего образования;
-установлено, что гражданин, поступающий на обучение по образовательной программе среднего профессионального или высшего образования либо обучающийся по соответствующей образовательной программе, вправе заключить договор о целевом обучении с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, юридическим лицом или ИП;
-скорректированы существенные условия договора о целевом обучении (например, исключены обязательство заказчика об организации учебной, производственной и преддипломной практики гражданина, основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству, условия для изменения программы профессионального обучения, места трудоустройства и т.п.).
-включено обязательство гражданина, заключившего договор о целевом обучении, по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией с учетом трудоустройства в срок, установленный договором;
-пересмотрены штрафные санкции в случае неисполнения заказчиком целевого обучения, предусмотренные договором о целевом обучении, обязательств по трудоустройству гражданина, заключившего договор, а также в случае неисполнения гражданином, заключившим договор о целевом обучении, предусмотренных договором о целевом обучении обязательств по освоению образовательной программы и/или осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет. Так, заказчик выплачивает гражданину компенсацию в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте РФ, где тот должен был быть трудоустроен, а также штраф образовательной организации, осуществлявшей целевое обучение, в размере расходов федерального бюджета на обучение гражданина. В свою очередь гражданин компенсирует заказчику, выплаченные ему по договору меры социальной поддержки и расходы федерального бюджета на его обучение, образовательной организации.
-предусмотрены особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования. Установлено, что граждане, которые заключили договор целевого обучения, имеют право на прием на целевое обучение при условии, что указанный договор заключен с заказчиком, который входит в перечень органов и организаций, установленный данным Федеральным законом. При этом данный перечень дополнен, в том числе организациями, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и некоторыми другими;
-Правительство РФ наделено правом устанавливать квоту приема на целевое обучение по конкретным специальностям, направлениям подготовки высшего образования с указанием перечня субъектов РФ, на территориях которых может быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Причем квоты целевого приема должны устанавливаться Правительством РФ в срок не позднее 1 октября года, предшествующего году приема на целевое обучение. Для приема в 2019 году эти квоты будут определены до 1 мая 2019 года.
Действие ФЗ и постановления правительства РФ не распространяется на отношения по целевому обучению, возникшие до их вступления в силу.