По дорогам войны.

Алексеев Николай Яковлевич, 1920 г.р., с. Озёрки. Призван 12 октября 1940 года Павловским РВК. 34 танковый полк. Рядовой.

В 20 с небольшим лет был призван на действительную срочную службу. Началась она в Киевском военном округе, в 34-м танковом полку. После воссоединения с СССР Западной Украины этот полк передвинули ближе к новой границе и расквартировали под городом Ровно.

Николай успешно освоил специальность башенного стрелка, состоял в разведывательном взводе бронемашин «Т-26», «ПТ-7».

Хотя к надвигающейся войне готовились, её ждали, тем не менее нападение фашистской Германии оказалось внезапным.

22 июня 1941 года их полк находился в летнем лагере под селом Александрия. В самые первые часы войны большая часть техники и людей была уничтожена с воздуха. Младший лейтенант Бойко и политрук Слива собрали оставшихся в живых солдат, раздали оружие: по три гранаты, а винтовок не хватало (одна была на 5 человек). При помощи местного проводника стали выходить из окружения.

По пути присоединились другие солдаты, шедшие на восток по одному и группами. Среди них оказался и немецкий диверсант в форме капитана Красной Армии. Стоило только остановиться на отдых или привал, как через 20-30 минут их начинала бомбить фашистская авиация. Когда вышли из окружения, подозрительного офицера сдали в особый отдел, при нём обнаружили радиопередатчик.

Только перед Днепром отступление было приостановлено. Здесь, под Киевом, из остатков отступающих частей был сформирован механизированный полк. Николай стал пулемётчиком.

Под Воронежем произошёл жестокий бой, который Николаю Яковлевичу запомнился на всю жизнь. Метким огнём подбил он бронебойными патронами легковую автомашину с немецкими офицерами, два тягача с людьми и снарядами. Позже из этого «Дегтяря» он сбил немецкий самолёт, шедший на бреющем полёте.

3 сентября 1941 года для Николая Яковлевича, тяжело контуженного в бою, началось самое страшное – плен. Взвод, в котором он воевал, прикрывал отступление трёх других взводов. Прикрывал успешно, сам же приказа на отступление не получил. Самовольное же отступление грозило расстрелом. Воевать было нечем: весь боезапас израсходовали. Дрались прикладами, штыками, ножами, рвали фашистов голыми руками. Но силы были неравны.

До весны 1945 года Николай Яковлевич находился в плену в Литве, затем в Германии, где работал на угольных шахтах города Рур.

С наступлением войск союзников пленных переместили ближе к Берлину. В апреле 1945 года они были освобождены американскими войсками, а чуть позже переданы в СССР.

Николай Яковлевич прошёл фильтрацию и проверку особым отделом, в мае 1945 года был зачислен в 1374-й стрелковый полк в качестве станкового пулемётчика, в котором прослужил до декабря. С декабря по май 1946 года он служил в 2511-м зенитном артиллерийском полку наводчиком зенитного пулемёта. И только 20 мая 1946 года был демобилизован из рядов Красной Армии.

По материалам статьи «Живая память о пережитом»,
газета «Искра» от 8 февраля 2000 года