Строгий педагог, чуткий наставник

В Год педагога и наставника Людмила Новичкова рассказывает о своей маме Марии Петровне Романовой (Исайчевой), стаж которой насчитывает 38 лет.

«Мама с детства мечтала быть учительницей. После окончания Павловской средней школы в 1952 году она была временно принята на работу учителем начальных классов в Шиковскую семилетнюю школу.

Затем были годы учебы в Вольском учительском институте, который готовил педагогов для неполной средней школы, то есть для семилетних школ. В те годы выпускники таких учебных заведений, как правило, распределялись на работу в национальные республики.

Так, в 1955 году почти весь курс литфака был направлен на работу в школы Дагестана. Три года Мария Петровна в далеких горных аулах обучала дагестанских ребятишек русскому языку и литературе. Трудно приходилось русским девчонкам привыкать к местным обычаям. Особенно страдали они из-за отсутствия картошки. Жили в дагестанских семьях, где женщины вообще не умели говорить на русском языке.

После возвращения из Дагестана в 1958 году М. П. Исайчева была назначена завучем и учителем русского языка и литературы в Татарскошмалакскую школу, тогда еще семилетнюю. Здесь она встретилась с Романовым Виктором Петровичем, учителем математики. В 1959 году молодые педагоги создали семью. Ученики этой школы, сами став давно взрослыми людьми, с благодарностью вспоминают своих бывших учителей, всегда справляются об их здоровье.

С 1962 года в течение пяти лет Романовы трудились в Новокамаевской восьмилетней школе. Одновременно получали высшее образование, обучаясь заочно в Ульяновском государственном педагогическом институте. С большой теплотой они вспоминали дружный педагогический коллектив этой школы и своих прежних учеников.

В 1967 году семья Романовых переезжает на постоянное местожительство в Павловку. Мария Петровна была принята на работу в районный отдел народного образования. В РОНО она проработала 17 лет, из них 11 лет в должности заведующей районным методическим кабинетом. Мария Петровна была настоящим наставником для учителей. Готовясь к проверке школы, она всегда продумывала, как бы она сама провела урок по данной теме. Это необходимо, чтобы сделать качественный анализ урока, действительно помочь учителю, а не просто указать на недостатки в преподавании. Инспекторам районного отдела образования в те годы также приходилось нелегко. На время проверки школ на несколько дней приходилось отрываться от семьи, жили в пришкольных интернатах или в квартирах у учителей.

Мария Петровна отлично знала педагогические кадры района. Благодаря обширной географии предыдущих мест работы и чуткого отношения к людям, она знала биографии не только руководителей школ, но и большинства простых учителей. Всегда переживала за них. И учителя отвечали ей тем же. Они постоянно заходили в методический кабинет, рассказывали о своих проблемах, делились наболевшим. Мама очень скромный человек, она никогда не любила быть на виду, хотя работа всю жизнь для неё была на первом месте, часто в ущерб семье.

Последние шесть лет перед пенсией мама трудилась учителем русского языка и литературы в Павловской средней школе. Она была строгим педагогом, требовала от учеников дисциплины и добивалась прочных знаний, стремилась воспитать их порядочными людьми. Возможно, она была несколько консервативна, была человеком старой советской школы.

За добросовестный и безупречный труд в деле народного образования Мария Петровна награждена Почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, Министерства просвещения СССР, медалью «Ветеран труда». Ей присвоено звание «Отличник народного просвещения».

Год педагога и наставника объявлен Президентом Российской Федерации «в целях признания особого статуса педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность».

Решение посвятить этот год учителю еще раз подтверждает значимость для общества гуманистической миссии, которая лежит в основе профессии. Ведь именно талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию и развитию, достижениям и открытиям. Учитель формирует ценностные ориентиры, ищет в каждом ребенке зерна таланта, позволяет совершать ошибки, чтобы найти себя и свое призвание, стать счастливым и самодостаточным человеком.